Творчество воспитанников и педагогов

pic1.jpgzurnal http://ddom21.ippk.ru/images/115a268eac0b57e802cbe1d9f70599a0_XL.jpg http://ddom21.ippk.ru/images/a_u_nas/0005757.pngКарта сайта44a23493dd44ad7982bd390f0e24bbefтемператураYOU grazhddОценка услуг  
Панель доступа
fasad 2013-08-20 2 ps 1200 name

Работа по подготовке воспитанников к жизни в семье

 

Работа по подготовке воспитанников к жизни в семье.

Работа по подготовке воспитанников детских домов осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях:

  1. Формирование у детей социально – важных личностных качеств, способствующих успешной социальной адаптации в обществе и семье.
  2. Повышение мотивации жизни в семье.
  3. Подготовка к жизни в семье.
  4. Формирование и укрепление родственных качеств.

Первое направление осуществляется через реализацию специально разработанных и рекомендованных министерством образования и науки Хабаровского края программ: (отчет о работе по социализации 2016г)

1. По основной воспитательной программе «Путь к успеху», данная программа, модифицирована, в основу положена рекомендованная Минобразования РФ «Программа воспитательной работы для всех видов специальных (коррекционных) школ-интернатов, детских домов» под редакцией Е.Д. Худенко; Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова, В.В. Титова.

Программа рассчитана на воспитанников школьного возраста и направленна на подготовку воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в современном обществе.

Целью программы является создание условий, способствующих развитию личности воспитанника детского дома

Основными задачами курса программы являются:

  • формирование у воспитанников положительно ориентированных жизненных планов;
  • овладение детьми знаниями, умениями и навыками эффективного поведения;
  • овладение детьми навыками самообслуживания по уходу за собой, своим жилищем;
  • ознакомление с миром профессий;
  • знакомство с различными инфраструктурами и организациями
  • развитие системы профилактических умений по охране здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни
  • знакомство с основами знаний о семье, семейных отношениях;
  • развитие самостоятельного творческого подхода к решению различных жизненных ситуаций;
  • развитие системы первичных экономических и правовых знаний.

         Содержание программы охватывает ряд ключевых направлений:

  1. Культура поведения и азбука общения
  2. Жилище, одежда, обувь, питание
  3. Транспорт, торговля, связь
  4. Личная гигиена, здоровье, ОБЖ
  5. Подготовка к семейной жизни
  6. Учреждения и организации
  7. Жизненное и профессиональное самоопределение
  8. Полезная экономика. Ты и закон.
  9. Хозяин и хозяйка сельского дома.

Каждое направление включает в себя минимальное необходимое число тем, по каждому направлению определены требования к знаниям и умениям воспитанников.

         В основном, работа по программе происходит на воспитательных часах (специально выделенных в режиме дня) и предварительно спланированных целенаправленных занятиях. Форма проведения воспитательного часа жестко не закреплена – это может быть и беседа, рассказ, инструктаж, занятия в игровой форме (викторина, конкурсы и т.д.), практические занятия, экскурсии и т.д. Общая логика работы с материалом программы стандартна: мотивация детей, изучение нового материала, его закрепление, проверка знаний и умений воспитанников.

Второе направление. Работа педагога-психолога: (фото приложение о работе педагога-психолога)

Работа психолога по подготовке воспитанников к проживанию в семье начинается с первого дня поступления ребенка в детский дом. Данная деятельность осуществляется в несколько этапов, которые могут накладываться друг на друга во времени.

1 этап. Можно условно назвать «Возвращение к жизни».

Дети, поступившие в детский дом из кровной семьи, сталкивались с психологическим насилием, из-под опеки – пережили ситуацию отказа. Во всех этих случаях, воспитанники имеют множество эмоциональных проблем и нуждаются в психолого- педагогической реабилитации.

В нашем детском доме психологическая реабилитация проводится через различные формы терапии: арт - терапия, сказкотерапия, изотерапия. Особо эффективными стали различные виды песочной терапии. Это классическая юнгеанская песочная терапия, работа с трогательным кинетическим песком, создание образов на листе из цветного песка и рисование кварцевым песком на стекле. Таким образом, дети получают возможность различным образом отреагировать, выплеснуть свои эмоциональные переживания в виде рисунка, танца, выдуманной истории, проигранной песочной ситуации и даже анимации.

Данный этап длится от недели до 1 месяца.

Как только дети пережили сильный эмоциональный дискомфорт, они включаются во этап подготовки к жизни в семье. (условно назван «Полюби себя»)

Второй этап заключается в формировании у ребенка психологической готовности к проживанию в замещающей семье через создание положительного образа прошлого ребенка, настоящего и будущего.

В основе этой работы лежит повышение самооценки, принятие себя как части социума, формирование уверенности в себе.

Все приемы и техники собраны в программу по составлению Книги жизни «Мой мир».

Задачи:

- Формирование положительных представлений о своем раннем детстве, о семье.

- Повышение самооценки и уверенности в себе.

- Коррекция негативных эмоциональных переживаний, полученных в раннем детстве.

- Повышение мотивации к проживанию в семье, в том числе, замещающей.

3 этап«Хочу в семью»???

Деятельность на данном этапе заключается в формировании у детей социально – важных личностных качеств, способствующих успешной социальной адаптации в обществе и семье.

Данное направление осуществляется через реализацию специально разработанных и рекомендованных министерством образования и науки Хабаровского края программ:

  1. Программа «Дорога домой» (2 ступень – начальная школа).

Цель: Формирование положительного образа взрослого в сознании ребенка и оптимизация развития его самосознания.

Задачи:

  • Снижение тревожности и развитие базового доверия.
  • Формирование позитивной мотивации общения и развитие коммуникативных качеств.
  • Формирование позитивной самооценки, самопринятия и чувства уверенности в себе.
  • Формирование навыков адекватного ролевого в различных ситуациях.

Программа «Дорога домой» (3 ступень - среднее звено)

Цель: психолого – педагогическая подготовка к социальной адаптации, в том числе, к жизни в семье подростков детских домов и школ – интернатов.

Задачи:

  • Развитие самосознания.
  • Развитие эмоциональной грамотности.
  • Формирование позитивной самооценки, самопринятия и чувства уверенности в себе.
  • Стимуляция опыта социальной активности.
  • Расширение социального общения.
  • Формирование адекватного образа партнерских отношений.
  • Развитие представлений о взаимоотношении полов.
  • Обучение навыкам планирования.

Данная работа проводится в группах в виде тренинга.

4 этап – «Могу в семью».

На данном этапе проводится непосредственно подготовка к жизни в замещающей семье. Дети должны быть готовы к жизни в семье как с мотивационной стороны (хотеть), так и с поведенческой (уметь).

Осуществляется через реализацию программы «Я в семье». В ходе индивидуальных или групповых занятий составляется альбом - копилка полезных советов.

Задачи:

- Формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека;

- Формирование умений и навыков межличностного семейного взаимодействия.

Помимо выше перечисленных этапов работы в рамках подготовки к жизни в семье ведется работа по формированию и укреплению родственных связей. Данное направление осуществляется через:

  • Организацию переписки с родителями.

- Пишем письма родителям, положительным родственникам.

- Поздравления с праздниками, днями рождения.

  • Укреплению родственных связей детей – сиблингов. Данная работа ведется через реализацию программы коррекции родственных связей детей - сиблингов, проживающих в детских домах и школах – интернатах «Ты и я», проведение совместных мероприятий с приглашением старших братьев и сестер (из детского дома № 20). Данные мероприятия проводятся 1 раз в квартал.

Третье направление. Работа службы по подбору и подготовке кандидатов в замещающие родители.   (тренинги и творческие мастерские)

   Включает в себя подбор ребенку потенциальной семьи из числа кандидатов в приемные родители прошедших подготовку в службе.

Работа ведется через организацию и проведение один раз в квартал творческих мастерских и тренингов «Солнечный круг», где взрослые и дети имеют возможность познакомиться, пообщаться, узнать друг друга поближе.    Дополнением к данной форме работы является выездная концертная деятельность агитбригады воспитанников и педагогов детского дома в сельские поселения Комсомольского района, где жители узнают о возможных формах семейного устройства и порядке курсовой подготовки для кандидатов в приемные родители.